Фонтаны в ресторанном интерьере

На воду, так же как и на огонь, можно смотреть бесконечно долго. Ее негромкое журчание обладает особой притягательной силой, успокаивает нервы, настраивает на философский лад. Именно поэтому дизайнеры все чаще используют фонтаны в оформлении интерьеров ресторанов, баров и кафе.

И действительно, фонтаны способны украсить любой интерьер. Например, для ресторанов, дизайн которых выдержан в скупой эстетике минимализма, подойдет строгий абстрактный фонтан геометрической формы, выполненный из темного искусственного камня и прозрачного стекла или пластика. Для заведений с насыщенным историческим интерьером вполне возможно использование ландшафтных фонтанов в виде работающей водяной мельницы или развалин мрачной средневековой готической крепости.

Фонтан может быть не только одним из элементов декора, но и логическим центром всего ресторанного интерьера. Нарядный фонтан, выполненный из мрамора и яркого золотистого металла, расположенный посередине обеденного зала, послужит лучшим украшением ресторана, интерьер которого выполнен в классическом европейском стиле. Скажем, высокий многоярусный фонтан, установленный в ресторане «Савой», отлично гармонирует с роскошным классическим интерьером этого заведения. В ресторане итальянской кухни «Венеция» внимание посетителей неизменно привлекает белый мраморный настенный фонтан в виде головы льва, из пасти которого вытекает тонкая струя прозрачной воды. Такие фонтаны и поныне украшают улочки средиземноморских городов.

Небольшой скромный фонтанчик, декорированный миниатюрными вечнозелеными сосновыми деревцами или искусственными скалами, неплохо впишется в этническо-минималистский интерьер заведений японской кухни.

На рынке предлагается внушительный ассортимент самых разнообразных интерьерных фонтанов – абстрактных, ландшафтных, сюжетных, выполненных из натурального камня, керамики, стекла, современных полимерных материалов. Поэтому наиболее простой путь украсить интерьер при помощи фонтана – купить готовое изделие.

Более впечатляющий (и, разумеется, более дорогостоящий) результат можно получить, заказав водопад или комнатный фонтан по индивидуальному проекту. В этом случае сначала производится замер помещения, в котором планируется разместить фонтан, затем дизайнер выполняет его компьютерный трехмерный эскиз. Лишь после того как эскиз получит одобрение ресторатора, начнется изготовление конструкции.

Возможны и комбинированные варианты, когда типовой фонтанчик или водопад сочетается со скалами, моделями зданий, скульптурами или иными сооружениями, построенными по индивидуальному проекту.

Наиболее популярны у рестораторов фонтаны, стилизованные под натуральные природные компоненты – камни, травы, листья растений. Стабильным спросом пользуются и изделия, выполненные в виде всевозможных зданий, уголков дикой природы. Фонтаны, комнатные водопады и ручейки обычно украшают искусственными скалами из полимерных материалов, природными камнями причудливой формы, кораллами самых разных цветов. Сюжетные фонтаны нередко декорируют при помощи статуэток из мрамора или искусственного камня и даже всевозможных движущихся фигурок.

При желании можно приобрести небольшие интерьерные фонтаны, выполненные из редких ювелирных или поделочных камней – оникса, жадеита, малахита, чароита. Конечно, такие роскошные фонтаны отличает довольно высокая цена, однако изделия из натурального камня придадут ресторанному интерьеру особый шик. Например, полупрозрачный на свету золотисто-желтый оникс или ярко-сиреневый насыщенный чароит в сочетании с бьющими водными струями не оставит равнодушными посетителей.

В заведениях, интерьер которых украшают кованая мебель и всевозможные металлические декоративные элементы, будут отлично смотреться фонтаны из чугунного литья.

Неплохо выглядят и фонтаны, кованый металл которых сочетается с белоснежным или розоватым натуральным мрамором. Очень элегантны высокие керамические фонтаны, выполненные в классическом стиле и установленные на массивных керамических или мраморных колоннах. Особенно эффектно выглядят такие фонтаны в больших просторных помещениях с высокими потолками, хорошо освещенные и украшенные свежей зеленью вьющихся растений.

Чрезвычайно привлекательны интерьерные фонтаны, встроенные в миниатюрный природный пейзаж. Гостям ресторана наверняка понравится фонтан в виде горного водопада, украшенный яркой подсветкой и окруженный камнями-скалами и яркими тропическими растениями. Пейзажные композиции с фонтанами могут быть самыми разнообразными – высокие пальмы у круглого оазисного озера, опушка леса, заросшая травой и цветами, с неспешно текущим мелким ручейком или же родник, окруженный склоненными ивами.

В сочетании с комнатными фонтанами специалисты рекомендуют использовать не только неприхотливые живые, искусственные, но и так называемые консервированные растения. Пропитанные специальным консервирующим составом, они сохраняются свежими и зелеными в течение нескольких лет, не требуя особого ухода. «Консервированные» пальмы, бонсаи, плющи, кустарники и другие растения не нуждаются в солнечном свете, влаге и даже почве и поэтому идеальны для журчащих интерьерных композиций.

Наиболее удачно смотрятся фонтаны, оборудованные подсветкой, которая, кстати, может располагаться даже под водой. Галогенные светильники опускаются в воду, и поэтому свет получается особенно мягким, образующим блики, тени и придающим композиции некую загадочность. Кроме того, подводная подсветка может снабжаться разными цветовыми фильтрами, и при желании меняется освещение всей композиции.

Впрочем, помимо всех своих декоративных качеств комнатные фонтаны обладают еще одним существенным достоинством – это простые, удобные и экономичные увлажнители воздуха. Специалистам известно, что при использовании комнатных фонтанов микроклимат в помещении регулируется естественным образом. Струи текущей воды дают для увлажнения воздуха именно столько влаги, сколько требуется. Поглощение воды и связанная с этим влажность непосредственно зависят от температуры, размеров помещения, исходной влажности воздуха, а также от внутренней обстановки. Увлажненный при помощи фонтанов воздух полезен для деревянной мебели и музыкальных инструментов, благодаря ему уменьшается накопление статистического электричества в ковровых покрытиях.

Принцип работы всех комнатных фонтанов довольно прост. Они особенно удобны тем, что не требуют подключения к водопроводу – их надо лишь включить в розетку и время от времени подливать свежую воду. Дело в том, что система любого комнатного фонтана представляет собой круговорот, в котором вода с помощью насоса поднимается вверх и затем стекает обратно в контейнер. Таким образом, речь идет о замкнутом цикле, в котором использованная вода постепенно обновляется, поскольку первоначального запаса к определенному моменту просто перестает хватать.

По мнению специалистов, практичнее всего использовать фонтаны с открытым доступом к помпе. Такие изделия можно легко прочистить от накопившейся извести, отрегулировать силу напора воды.

Наиболее доступны небольшие по размеру фонтаны. Конечно, даже миниатюрный фонтан диаметром 30 – 35 см способен украсить и преобразить помещение, однако в ресторанах с просторным обеденным залом предпочтительнее использовать более солидные композиции. Кстати, крупные фонтаны с глубокой чашей большого диаметра и легкой струей воды в виде гейзера можно даже населить неприхотливыми рыбками, черепахами и водными растениями.

Компании-производители предлагают не только самые разные фонтаны, но и… различные варианты их струй – форма зависит от насадки. Например, в продаже можно встретить насадки на фонтаны, названия которых говорят сами за себя – «яблоко», «гейзер», «рыбий хвост», «вулкан». Очень эффектны и фонтаны, в которых вода последовательно переливается из нескольких чаш, представляющие собой целую систему свободно падающих струй. Неплохо смотрятся и те фонтаны, в которых водяные струи не бьют вверх, а спокойно стекают вниз. Как правило, они представляют собой каменные скульптурные композиции с кувшинами, амурами, нимфами и особенно удачно вписываются в заведения, интерьер которых выдержан в теплом средиземноморском стиле.

 

Освещение в ресторане

Принимая в расчет множество факторов, способных в комплексе сформировать у посетителей лояльное отношение к заведению, рестораторы зачастую упускают из виду довольно важный аспект, влияющий на эмоциональный настрой человека. Речь идет об одной из важнейших составляющих дизайна — световом оформлении помещений, способном сделать пребывание в ресторане, ночном клубе, на дискотеке не просто комфортным и безопасным, но и эстетически привлекательным.

Свет по расчету

Едва ли найдутся хотя бы два ресторана, по планировке и дизайну интерьера абсолютно похожих друг на друга. Следовательно, нет и универсальных типовых решений в области их освещения — для каждого приходится создавать индивидуальный проект. Для достижения наилучшего результата при его разработке необходимо учесть множество аспектов, начиная со стиля заведения и «архитектуры» помещения и заканчивая фактурой декоративно-отделочных материалов и техническими ограничениями допустимой мощности оборудования. Поэтому для начала следует проконсультироваться с компетентным инженером-светотехником или светодизайнером, причем еще на стадии черновой отделки помещений, чтобы потом не пришлось «ломать» уже существующий интерьер. Наконец, к числу определяющих факторов относится бюджет, который ресторатор готов потратить на освещение.

Произвести светотехнический расчет интерьерного освещения помогают специальные компьютерные программы. Они позволяют учесть размеры и форму помещений, уровень освещенности, коэффициенты отражения поверхностей и множество других нюансов. Результатом расчета являются показатели средней освещенности и удельной нагрузки, исходя из которых, определяются типы, число и мощность осветительных приборов.

«Танцуем» от лампочки

Каждый тип ламп обеспечивает свой световой поток, цветопередачу, яркость и интенсивность света и имеет определенную потребляемую мощность.

Главный и, пожалуй, единственный плюс традиционных ламп накаливания — низкая стоимость. Однако, если учесть, что в них 95 процентов энергии преобразуется в тепло и только пять — в свет, а срок службы составляет всего 1000 часов, они перестанут казаться таким уж выгодным решением. Во всем цивилизованном мире на смену лампам с вольфрамовыми спиралями уже давно пришли куда более совершенные и экономичные источники света.

Галогенные лампы, в которых металлическая нить нагревается в среде инертного газа с добавлением галогенов, отличаются идеальной светопередачей и направленным световым потоком, а по экономичности превосходят «груши» в два раза.

Газоразрядные лампы высокого давления, обладая компактными размерами, дают мощный световой поток. Они также характеризуются малой теплоотдачей и отличной передачей цветов.

Энергосберегающие люминесцентные лампы способны имитировать цветопередачу ламп накаливания, но обладают значительно большим световым потоком. Их рабочий ресурс составляет в среднем 10000 часов.

— Я бы рекомендовала использовать эти лампы для общего освещения, например, в холлах, но никак не для локальной подсветки столиков, поскольку рассеянный люминесцентный свет без инфракрасной составляющей дает довольно холодный, безжизненный цветовой спектр, — говорит менеджер светотехнического отдела компании Iberi. — Наиболее подходящими для интерьеров считаются лампы на светодиодах. Они практически всю энергию превращают в свет, за счет чего ее потребление снижается более чем на 70 процентов. Из-за отсутствия спиралей и электродов, которые легко можно повредить, светодиоды никогда не перегорают. Их массовому распространению мешает достаточно высокая стоимость. Впрочем, в зарубежных клубах и ресторанах все чаще на смену галогенным лампам приходят светодиоды белого свечения. Они используются не только в гостевых зонах, но и на кухнях — для освещения рабочих столов.

Отметим, что компания Iberi предлагает широкую линейку накладных, встраиваемых и подвесных светодиодных светильников производства LDI (Бельгия), гарантированный рабочий ресурс которых составляет не менее 80000 часов.

Расставляем акценты

Потоками искусственного света можно довольно гибко управлять, подстраивая их под особенности планировки и интерьера. С помощью световых лучей удастся эффективно расставить в помещении визуальные акценты, подчеркнув оригинальную текстуру отделочных материалов, объемность и многоплановость интерьерных элементов, попутно вуалируя дефекты или детали, на которых бы не хотелось заострять внимание гостей. Кроме того, за счет освещения помещение может преображаться, окрашиваясь в разные тона. Игра со светом позволяет создавать не раздражающие визуальные контрасты, сделать атмосферу еще более уютной.

Для равномерного освещения применяются встроенные потолочные или подвесные светильники, с помощью которых, кстати, удается визуально расширить помещение и несколько «приподнять» низкие потолки.

Локальное освещение помогает зонировать территорию заведения, моделируя пространство с помощью правильно расставляемых световых акцентов. Для решения этой задачи служат точечные источники направленного света, встраиваемые в перегородки, ступеньки, арки, колоны и т.д. К локальным источникам относятся и настенные светильники, фокусирующие внимание посетителей на конкретных деталях интерьера (например, картинах) или текстуре обоев.

Светильники, размещаемые на столиках или над ними, создают локальную контрастную подсветку, которая вызывает у гостей ощущение уединенности, камерности и интимности обстановки.

Меняя яркость освещения, можно в зависимости от времени суток смещать световые ориентиры, например, днем акцентируя внимание посетителей на столиках, за которыми можно пообедать, а вечером — на барной стойке или, допустим, танцполе.

Освещение сцены желательно создавать исходя из того, какие представления на ней предполагается давать. Оно может быть сбалансированным, плотно покрывающим все ее пространство, или, напротив, точечным, расставляющим яркие акценты на фигурах выступающих артистов.

Если необходимо добиться равномерного освещения всего объема помещения или эффектной подсветки сцены, применяют прожектора с рассеивающей линзой Френеля. С их помощью формируется яркий, но мягкий луч с размытой границей.

Для освещения объектов мощными плотными лучами с малым углом раскрытия служат прожекторы PAR. Они незаменимы при создании световых занавесов, а также плотного контрового освещения.

Интересного эффекта удается добиться за счет ультрафиолетовых прожекторов, имеющих люминесцентную лампу и отражатель. Их применяют для высвечивания в затемненном пространстве предметов из материалов, покрытых специальной флуоресцентной краской.
С помощью проекционных приборов можно отображать на различных поверхностях всевозможные изображения. В них световой луч проходит через слайд или трафарет «гобо», а затем через объектив проецируется на экран или на любую гладкую поверхность. В итоге за счет плотного, яркого светового пучка чистого цвета получается четкая «картинка».

Вид снаружи

В оформлении фасада здания, в котором располагается ресторан или клуб, можно задействовать не только традиционные неоновые вывески и световые короба, но и прожекторы. Аппараты с широкоугольной оптикой предназначены для освещающих больших поверхностей и обеспечивают высокую однородность заливающего света. Модели с узкоугольной оптикой позволяют акцентировать внимание на различных архитектурных деталях — колоннах, балконах и т.д.

Для ландшафтной подсветки также неплохо подходят светоизлучающие диоды (LED), которые можно вмонтировать в брусчатку или асфальт, например, вдоль дорожек или на автомобильной парковке.

Всепогодные однолучевые или многолучевые зенитные аппараты, формирующие подвижные световые эффекты, служат для декоративной подсветки и привлечения внимания к объектам, находящимся на дальних расстояниях.

Прожекторы архитектурной подсветки с функцией автоматической смены цвета световых лучей позволяют окрашивать фасады зданий во все цвета радуги. Помимо мощной лампы и отражателя они оборудованы системой синтеза цвета, позволяющей получать практически любой оттенок.

Для архитектурной подсветки подойдут, в частности, газоразрядные прожекторы итальянской компании LDR (поставщик — Iberi) — их отличают высокая надежность и современный дизайн. Довольно интересное решение — Ecolor 250 XT — предлагает и чешская компания Robe Show Lighting (поставщик — Bossman Show Equipment). Этот архитектурный прожектор имеет функции синтеза цвета по алгоритму CMY (голубой — сиреневый — желтый) и управления формой луча посредством эффекта «фрост» (размывание светового потока).

«Умный» свет

Интеллектуальные световые приборы служат для декоративной подсветки различных объектов и эффективного динамичного оформления зрелищных мероприятий. Особенно актуальны они для дискотек, развлекательных центров и ночных клубов. Благодаря этим аппаратам удается получать наиболее совершенные световые картины с неограниченным количеством цветов и оттенков за счет светосинтеза, чаще всего осуществляемого по алгоритму CMY. Управление ими производится с помощью специального пульта или компьютера.

Одним из законодателей мод в сфере интеллектуального светового оборудования считается итальянская фирма Genius (поставщик — Iberi). Под этой торговой маркой выпускается большой ассортимент сканеров, «вращающихся голов», колорченджеров, стробоскопов, приборов для многолучевых световых эффектов. Пользуется стабильным спросом и продукция чешской фирмы Robe Show Lighting (поставщик — Bossman Show Equipment), предлагающей большой модельный ряд светового оборудования.

К числу наиболее популярных «умных» приборов, применяемых для светового оформления, принадлежат сканеры. В их конструкцию входит мощная лампа, луч от которой формируется с помощью движущегося зеркального отражателя и линзы. Сканеры также оснащаются колесами с цветными фильтрами и световыми трафаретами «гобо».

Механический затвор служит для стробоскопических эффектов. В некоторых моделях вместо обычного двигающегося отражателя применяется вращающийся зеркальный барабан (роллер), позволяющий увеличить количество световых лучей в несколько раз. К ним относится, например, модель Next Roller RG с зеркальным барабаном от Genius, имеющая восемь вращающихся трафаретов «гобо», функцию звуковой анимации и способная производить различные световые эффекты. Дихроичные светофильтры раскладывают белый световой поток на несколько составляющих, за счет чего получается целая гамма насыщенных сочных оттенков. Манипулируя со скоростью смены цветов и меняя интенсивность освещения, также удается создавать оригинальные световые решения.

Вращающиеся многогранные призмы, которыми оборудуются некоторые модели сканеров, создают дополнительные возможности для получения эффектов, расщепляя световой поток на несколько лучей.

Понятно, что чем большим количеством опций обладает прибор, тем более зрелищными становятся шоу — естественно, при условии, что художник по свету обладает необходимыми навыками и фантазией. Основным преимуществом сканера является практически мгновенное перемещение луча, а недостатком — ограниченная область сканирования. Обычно эти приборы устанавливают по периметру площадки, чтобы они смогли эффективно работать на центр помещения. Интересна модель ClubScan 250 CT от компании Robe, имеющая устройство с девятью вращающимися сменными трафаретами «гобо» и колесо с 11 дихроичными фильтрами и ультрафиолетовым эффектом. Помимо этого предусмотрены три мультицветных фильтра и заслонка для стробоэффектов.
К разряду интеллектуальной техники относятся также прожекторы с механизированной сменой цветов — колорченджеры (color changers), формирующие световой пучок и окрашивающие его в разные цвета в соответствии с заданной программой. С их помощью сценическое пространство равномерно расцвечивается световыми лучами.

Колорченджеры активно применяются и для архитектурной подсветки зданий. В такой роли можно использовать, например, модель Color Mix Exterior от Genius. Основные элементы конструкции прибора — лампа, линза и отражатель. Благодаря системе формирования цвета CMY удается получать бесконечное количество цветовых вариаций плюс множество дополнительных оттенков. Один колорченджер способен заменить несколько обычных прожекторов, что может значительно удешевить проект и упростить монтаж оборудования.

Безграничные технические возможности по созданию динамичной полифонии света и цвета для концертных программ, а также инсталляций в клубах и развлекательных комплексах предоставляют «вращающиеся головы» (moving heads). С помощью этих полноповоротных прожекторов удается создавать сложные светодинамические эффекты. Направление луча в них изменяется не за счет двигающихся зеркал, как в сканерах, а благодаря перемещению оптической системы прибора в целом. «Вращающиеся головы» обычно располагают ближе к центру помещения для того, чтобы максимально полно использовать все их возможности.

— Наиболее совершенные модели moving heads с системой синтеза цвета CMY оснащаются специальным фильтром плавной коррекции цветовой температуры (3200—5600 К), колесами со сменными «гобо», вращающимися призмами, плавным «фрост»-фильтром, имеют функции zoom (масштабирование) и дистанционной фокусировки изображения, диммер, отвечающий за регулировку яркости луча, и стробоскопирующую заслонку. Все это реализовано в модели Robe ColorSpot 1200E AT. Кроме того, в ней предусмотрен электронный балласт, автоматически определяющий параметры питающей сети при запуске и в процессе функционирования прибора. Это обеспечивает стабильно устойчивую работу аппарата и лампы при колебаниях питающего напряжения и частоты, — отмечает бренд-менеджер компании Bossman Show Equipment.

Очень интересна модель Motor Show 575 от Genius, оснащенная семью вращающимися и девятью статичными «гобо», 11 дихроичными фильтрами. Она имеет программируемую систему воспроизведения PRS, позволяющую записывать в прибор 15 программ по 15 сцен в каждой, электронный фокус, zoom, вращающуюся призму, два фильтра температурной коррекции (3400 К и 5600 К).

Для управления различными световыми приборами применяются контроллеры, работающие по сетевому интерфейсу DMX512, признанному во всем мире в качестве стандартного, или компьютеры со специальным программным обеспечением. Например, компания Iberi предлагает компьютерную систему управления светом Sunlite со встроенным 3D визуализатором, позволяющим увидеть заданную световую сцену на экране компьютера, и графическим редактором, необходимым для синхронизации световых программ с любыми мультимедийными файлами.

Подбор световых приборов зависит от размеров и конфигурации освещаемого участка.

— Если для трехметровой сцены достаточно двух колорченджеров, работающих на галогенных лампах мощностью 250 Вт, то при ширине сценической площадки пять метров необходимы такие же приборы, но уже на более ярких газоразрядных лампах. Условно можно сказать, что для качественного освещения помещения размером 10 на 15 метров и высотой потолков 4 метра потребуется не меньше дюжины сканеров или «вращающихся голов», — говорит инженер по световому оборудованию компании Iberi.

Спецэффекты

Нередко рестораторы и владельцы клубов желают не просто сделать подсветку интерьера, но и создать в помещении особенную «ауру». Для этих целей служат приборы эффектов, усиливающие общую световую картину в зале, а также задающие и регулирующие динамику представления. Самый распространенный из них в нашей стране — вращающийся зеркальный шар. Как правило, его подвешивают над танцевальной зоной, а для подсветки используется несколько прожекторов с узконаправленными лучами.
Наиболее совершенными в техническом плане считаются приборы с «настройкой поведения», в которых движения световых лучей синхронизированы с музыкальным ритмом. В таких аппаратах со звуковой анимацией, срабатывающей от встроенного в прибор микрофона, динамика эффекта откликается на внешний звук соответствующим режимом работы: моментально или с задержкой.

Оживить обстановку и придать ей некоторую таинственность поможет стробоскоп, создающий эффект пробега по залу очень резких, мощных световых вспышек, «высекающих» фазы движения. С пульта дистанционного управления можно регулировать яркость лучей и частоту их пульсации.

Для создания симметричных световых картин служат приборы центральных эффектов, которые размещают над центром танцевальной или сценической площадки. В наиболее совершенных моделях можно программировать движение дихроичных зеркал и смену трафаретов.

Усилят зрелищность светового представления генераторы спецэффектов, распыляющие пену, дым, конфетти или создающие иллюзию ветра.

Огромный спектр приборов предназначен для проекционных эффектов. Например, Genius предлагает аппараты с эффектами смешивающихся и переливающихся разноцветных жидкостей (Psyco Light), водной ряби (Waterfall), калейдоскопа (Abstract).

Особенно впечатляют гостей дискотек и ночных клубов лазерные шоу. С помощью сканирующих лазерных лучей создаются динамические изображения высокой яркости и четкости на плоских поверхностях, а также движущиеся объемные световые фигуры в задымленном пространстве. Если визуальный ряд связать со звуковым сопровождением в единую композицию, эмоциональное воздействие шоу ощутимо возрастет. Сделать любые презентации и праздники яркими и запоминающимися удастся с помощью лазерного проектора, в равной степени подходящего для работы с текстом, объемными пространственными картинами и анимационными программами.

Сегодня на смену газовым лазерам постепенно приходят твердотельные с диодной закачкой — монохромные «зеленые» DPSS-лазеры. Ресурс работы их активного элемента составляет около 10000 часов, в то время как для газового прибора этот показатель составляет всего 3000. Малые габариты и высокая надежность DPSS-лазеров позволяют создавать компактные проекторы, полностью изолированные от внешней среды. Единственным их недостатком является «одноцветность». Имея компьютер и лазерный проектор, не составляет труда создавать и воспроизводить запрограммированные лазерные шоу, синхронизированные с музыкой.

Два в одном

Рынок светового оборудования не стоит на месте. Производители уделяют все больше внимания дизайну приборов, а также работают над усовершенствованием их конструкций. Одной из характерных тенденций световой моды стало комбинирование двух полноценных аппаратов в едином корпусе. Сегодня уже не являются диковинкой «вращающиеся головы», внутри которых вместо оптической системы монтируется проекционный прибор. Преимущества такого аппарата вполне очевидны: в любую точку пространства не составит труда спроецировать картинку или фильм. Нет ничего невозможного и для современных систем управления светом, способных реагировать на звук голоса, автоматически менять интенсивность освещения в зависимости от времени суток, выбирать тематику и цвет проекции с учетом той атмосферы, которую нужно создать в помещении в данный момент.

Фитодизайн в ресторане

Цветочные композиции – лучший способ украсить интерьер ресторана. Букеты свежесрезанных садовых цветов, высокие пальмы, тропические лианы и другие растения освежают интерьер и даже способны подчеркнуть высокий уровень заведения.

Белоснежные лилии, роскошные алые розы или изящные тропические орхидеи, стоящие в прозрачных хрустальных вазах, придают интерьеру особый шарм. Единственный недостаток использования свежесрезанных цветов – их высокая стоимость. Именно поэтому композиции из таких растений постоянно можно видеть лишь в элитных ресторанах высокого ценового уровня. В более демократичных заведениях пышные букеты свежесрезанных цветов выступают лишь в качестве элемента парадной сервировки.

Более доступны и долговечны живые вечнозеленые или цветущие растения, растущие в горшках, – папоротники, плющи, суккуленты, хлорофитумы, сциндаптусы. Ампельные или вьющиеся растения, посаженные в изящные керамические кашпо, выглядят довольно живописно. Ими можно декорировать не только интерьер обеденного зала ресторана, но и пространство открытой площадки или летнего кафе. Также очень эффектны монстера и другие внушительные растения с крупными декоративными листьями.

Но и у живых горшечных растений есть свои минусы: они требуют постоянного и зачастую довольно сложного ухода – полива, удобрения, подрезки. Кроме того, для нормального роста им необходим солнечный свет. Поэтому горшечные растения не подходят для заведений, расположенных в темных или полуподвальных помещениях. Зато они неплохо чувствуют себя в просторных, хорошо освещенных заведениях – больших гостиничных ресторанах, ресторанных двориках крупных торговых центров и т. д.

Иногда обеденный зал или холл ресторана украшает самый настоящий зимний сад. Например, в «Кафе Грильяжъ» на подиуме у окна расположились пышные тропические растения, удачно освещенные при помощи специальных ламп. Такой зеленый островок сразу превратился в запоминающуюся интерьерную «изюминку» ресторана.

Кстати, цветочные композиции из живых горшечных растений можно дополнить разнообразными природными материалами – разноцветной галькой, минералами, высушенными морскими звездами, раковинами.

Особое направление фитодизайна – так называемые консервированные растения. Как правило, они изготавливаются из живых растений, пропитанных особым консервирующим составом. Такие композиции внешне ничем не отличаются от живых цветов и при этом не требуют полива, солнечного света и даже почвы.

Нередко дизайнеры используют в оформлении ресторанных интерьеров не только живые и консервированные растения, но и не менее эффектные сухоцветы и искусственные цветы. Скажем, в заведениях с японской кухней будут уместны имитации карликовых деревьев в стиле бонсай. Выполненные из искусственной хвои, установленные в небольших керамических сосудах, на россыпях камней, с подпушкой из сухого или искусственного мха, эти композиции неплохо оживят даже строгий минималистский интерьер.

В заведениях общественного питания нередко используют и довольно крупные искусственные растения, например, имитацию пальм, высота которых может достигать 10 – 15 м. Стволы таких оригинальных изделий оплетены натуральной пальмовой копрой, а листья, выполненные из ткани или качественного пластика, практически неотличимы от настоящих.

Броско и декоративно выглядят крупные искусственные растения в заведениях с большой площадью и высокими потолками. Например, высокие искусственные пальмы нередко используют для декорирования ресторанных двориков торговых центров, объединяющих несколько сетевых заведений. В сочетании с пышными вечнозелеными живыми растениями пальмы выглядят особенно нарядно.

Очень популярны у рестораторов искусственные тропические лианы, доступные по цене и не занимающие много места. Они помогают зонировать помещение, скрыть непрезентабельные технологические элементы, вентиляционные трубы, декорировать углы, стенные выступы, украсить консоли, колонны, перила лестниц.

В ресторанах с европейской кухней и более спокойным интерьером лучше использовать не тропические растения, а искусственные лиственные деревья – березу, клен, липу, орешник, рябину, ольху… Изящные имитации деревьев, стволы которых изготовлены из натуральных материалов (высохших древесных веток, тропических лиан, виноградной лозы), а листья искусно выполнены из шелка или пластика, обычно устанавливаются в массивные керамические или деревянные сосуды.

Неплохо выглядят и букеты искусственных цветов, вручную изготовленные из специально пропитанных высококачественных тканей. В продаже можно встретить не только традиционные искусственные розы, ирисы, лилии, орхидеи, но и имитации облепиховых ветвей с ягодами, незабудки, фиалки, подснежники и даже чертополох.

По мнению дизайнеров-флористов, искусственные цветы, созданные лучшими мастерами, – настоящие произведения искусства. И действительно, такие растения очень сложно отличить от живых цветов.

Иногда флористы размещают изящные искусственные букеты в прозрачных стеклянных вазах со специальным синтетическим наполнителем, имитирующим воду.

Чрезвычайно эффектны и небольшие настольные или напольные керамические фонтаны, декорированные зеленью, искусственными цветами, мхом. Каскадные фонтаны, водопады из камней с миниатюрными постройками, дополненные яркими подсветками, композиции с искусственными скалами, гротами и пещерами, мини-сады с водяными струями разных форм освежат и украсят интерьер.

Неплохо выглядят и каскады с использованием бамбуковых бревен в качестве водных желобов или иных конструктивных элементов. Популярны и различные декоративные интерьерные элементы, изготовленные с использованием сухих растений.

Настенные цветочные композиции из сухоцветов, закрепленные на кованых металлических кронштейнах, плетеных из лозы кругах, керамических кашпо, смотрятся весьма оригинально. Например, стену ресторана итальянской кухни «Антонио» украшает изящное панно в массивной деревянной раме: разнообразные сухие растения, в симметричном порядке разложенные под стеклом, освещаются при помощи ярких настенных светильников.

Необычно и свежо выглядят и декоративные настенные циновки, сплетенные из различных природных материалов (соломки, пальмового волокна, ивовой лозы), украшенные сухоцветами, муляжами фруктов, шелковыми лентами…

Нередко в ресторанах можно встретить объемные полые шары, сплетенные из ротанговой лианы или гибких ветвей кустарников. Такие экзотические шарики, украшающие консоли, барную стойку или даже свисающие с потолка, особенно стильно сочетаются с плетеной мебелью или декоративными ротанговыми аксессуарами.

Также для оформления ресторанных интерьеров дизайнеры предлагают использовать цветочные композиции в стеклянных сосудах разной формы (шары, цилиндры, рюмки). При составлении таких элегантных композиций применяют прозрачные, матированные, подкрашенные сосуды, сухоцветы, искусственные цветы, шелковые ленты, кораллы, камни, муляжи фруктов и овощей. Можно посадить в прозрачный стеклянный шарообразный или цилиндрический сосуд и неприхотливые живые растения, украсить композицию камнями, причудливо изогнутыми сухими ветками, оборудовать подсветкой.

Броскими деталями ресторанного интерьера могут стать яркие нарядные муляжи – копии ягод, фруктов, грибов, овощей, выполненные в натуральную величину, разложенные на керамических блюдах, металлических подносах, в берестяных туесах, плетеных корзинках. Такими муляжами украшают барную стойку, линию раздачи, шведский стол и даже витрины ресторанов или кафе.

Особое внимание специалисты по фитодизайну рекомендуют уделить сезонным композициям, приуроченным к определенным праздникам. Скажем, в торжественные пасхальные дни лучшим украшением интерьера послужат композиции из ярких весенних цветов, зеленой травы и, конечно, яиц, окрашенных в нежные пастельные тона. Рождественский и новогодний интерьер немыслим без сосновых или еловых ветвей с яркими бантами, колокольчиками, фруктами, конфетами, стеклянными игрушками. Ну а в теплые летние дни ресторанный интерьер можно декорировать при помощи композиций из срезанных садовых цветов, свежих фруктов, ягод и даже овощей. Например, очень нарядными и декоративными могут быть композиции, составленные из ярко окрашенных яблок, груш или тыкв, дополненных сочной свежей зеленью и живыми цветами.

количество просмотров 693


Рекомендуем посмотреть:

Такой разный свет
Принимая в расчет множество факторов, способных в комплексе сформировать у посетителей лояльное отношение к заведению, рестораторы зачастую упускают из виду довольно важный аспект, влияющий на эмоцион...
Holiday Inn на Мертвом море Иордании
InterContinental Hotels Group (IHG) заявила сегодня об открытии отеля Holiday Inn, второго в Иордании и первого на всемирно известном Мертвом море. Новый отель Holiday Inn Resort Dead Sea предлагает...
Ресторанный бизнес в России сегодня...
Диспозиция Ресторанный бизнес в России сегодня существует в трех нишах, неравных по объему и количеству игроков, - fast food, рестораны среднего ценового уровня и рестораны \'высокой кухни\'. сегменте...
Миланский отель ломает стереотипы о гостиницах
  Недавно в Милане открылся первый из четырех отелей серии Town House Street, разработанных дизайнером Александро Россо и архитектором Симоном Микели. Авторы проекта обещают, что эта гос...
Отель для страстных автолюбителей
  В немецком городке Беблинген открылся отель для страстных любителей и владельцев автомобилей V8 Hotel. Отель внешне напоминает обычную гостиницу с симпатичным уютным двориком и солнечн...
Гастроэтногурманы в поисках еды
Пресловутая глобализация привела к тому, что в ресторанах и гостиницах самых разных стран можно встретить совершенно одинаковые, стандартные блюда. С одной стороны, это хорошо – путешественнику ...
Подготовка официанта к работе
Официант должен являться на работу не позже чем за 30 мин до начала обслуживания посетителей. В личную подготовку входят подготовка внешнего вида, подготовка рабочего места. После того как официант п...
Умер Зигмунд Александрович Лысенко
Вчера 02.05.13, в 21.24, на десятом году жизни, после продолжительной болезни умер мой кот и друг - Зигмунд Александрович Лысенко. Он был очень хорошим котом, уверен что когда остановилось ег...



  • Доставка
    - курьерская доставка по Новосибирску
    - доставка по всей России, "Экспресс почтой", согласно тарифам

  • Гарантия
    - от поставщика
    - гарантия от производителя
  • Оплата
    - наличными курьеру
    - наличными через отделение банка
    - безналичный расчет
    - наложенным платежом
    - оплата карточкой